top of page

Отец, мать, дочь.


Мужчина средних лет думал о том, что его дочери исполнилось 18. Теперь, по его мнению, они стали дальше друг от друга, чем были раньше.

Он развелся с её матерью, когда ей было 2,5 года. Тогда он приходил к ней в гости, брал её на прогулки, выплачивал алименты. Когда она подросла, они вместе ходили в кино на просмотр мультфильмов.

Потом она стала старше, у неё появились подруги, с которыми она проводила время. Он был уже не нужен для походов в кинотеатр и прогулок в парке. Они виделись всё реже. Основные встречи проходили, когда он передавал деньги. Думая об этом, он грустил и тосковал о тех временах, когда они вместе проводили время. Он понимал, что время течет и всё меняется.

Были моменты, когда мать его дочери звонила ему и просила поговорить с ней, о её поведении, исправить, «починить», повлиять. Разговаривая с дочерью, он слышал жалобы на мать, которая не даёт прохода: то в комнате убери, то сядь и поешь, то не сиди за компьютером и т.д. В такие моменты он был для них возможностью жаловаться друг на друга. Становился в их отношениях третьим, через которого они пытались передавать сообщения друг другу.

Да, там были и остаются странности в отношениях. Но таким образом они проявляли заботу друг о друге. Когда дочь уступала и делала то, что хотела мать, та успокаивалась и девочка чувствовала свою значимость для неё. Она ведь отвечает за эмоциональный комфорт матери. С одной стороны она бунтует против неё, желая автономии, а с другой – остается с ней, имея при этом эмоциональную привязанность и финансовую зависимость.

Он думал о том, как тяжело придется дочери, если её отношения с матерью останутся в таком формате. Его удивляло то, что бывшая жена не замечала происходящего.

Периодически дочь заявляла о том, что хочет бросить учебу, колледж. Мать причитала, что так нельзя, говорила, что дочь должна доучиться и просила его помочь. Далее девушка бралась за учебу, а бывшая жена сокрушалась, что та сидит за учебниками до ночи. А дочь старается, готовится к экзаменам, не спит, не ест для того, чтобы угодить матери и удовлетворить её желание.

Когда дочь совершала выбор, (например, в какой институт идти учится) мама ей говорила, чтобы та потом об этом не жалела. Дочка сдала успешно экзамены, поступила на бюджет и через время, выполняя установку матери, пожалела о своем выборе, обесценив учебное заведение. И позже – покинула его, планируя поездку за границу с целью заработать денег. Ведь высшее образование в этом случае – не важно.

Мужчина за этим наблюдал и со временем понял, что то место, которое ему предлагают в этих отношениях, его не устраивает. Быть посредником в их «драке» он не хотел и поэтому предложил совместный поход к психологу. Там он надеялся, что будет снята с дочери ответственность за чувства и переживания матери. Это должно смягчить процесс сепарации (отделения её от родительской семьи). Но на это он услышал, что психолог не поможет.

Ему казалось, что в этой ситуации важнее психолог для матери, чем для дочери. Больше всего именно бывшую супругу не устраивало поведение ребенка, который должен в первую очередь учитывать чувства матери и вести себя соответственно её ожиданиям. А также – нести ответственность за эмоциональное состояние и жизнь мамы.

Правда, какой она «ребенок» когда ей уже 18 лет? Она уже в состоянии сама принимать решения и реализовывать поставленные цели. Но ей приходится беречь матушку, выполняя её желания и не думая о собственной, самостоятельной жизни. Подыгрывать любимой маме, оставаясь глупой маленькой девочкой, которой ещё, вроде, нужны «ходунки». Мало, кто на такое согласится.

В такие моменты у мужчины возникал вопрос: для чего он и супруга дали жизнь крохе? Зачем произвели на свет ребенка? Для того, чтобы она обслуживала свою мать? Он гневался и был против этого. Как отец он видел, что происходит – попытка привязать дочь возле себя, используя чувство вины, доказывая, что с ней что-то не так.

Это же происходило с ним в его родительской семье. Всё повторялось, только теперь так делают с его дочерью, предлагая ему принять в этом участие.

Ему было жаль, что дочь принимает путь, который ей предложили, но гордится ей. Ведь она готова принести в жертву свою собственную жизнь ради спокойствия и благополучия матери, в этом он видел её силу. Какой бы она выбор не совершила, его любовь к ней остается такой же сильной, как и была.

С ув. гештальт-терапевт

Дмитрий Леннгрен

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
bottom of page